💢 О мусульманин, избегай даже малого многобожия в словах❗
✅ Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите: “Как пожелал Аллах и пожелал такой-то”, - однако говорите: “Как пожелал Аллах, а затем пожелал такой-то”».
• Этот хадис приводят имамы Ахмад (5/384), Абу Дауд (4980), ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” (9/361) и др.
• Достоверность данного хадиса подтвердили хафизы ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, аз-Захаби, а также шейхи аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (2/847), “Рияд ас-салихин” (395), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (137), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (9435).
✅ Къутейля (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды один иудей пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вы приобщайте к Аллаху равных и совершаете многобожие! Вы говорите: «Если пожелает Аллах и ты», а также говорите: «Клянусь Ка’бой»!
После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: “Клянусь Господом Ка’бы”, а также говорили: “Если пожелает Аллах, а затем ты”.
• Этот хадис приводят имамы Ахмад (6/371), ан-Насаи (3773), ат-Табарани в «аль-Кабир» (14/25), аль-Хаким (7815), и др.
• Достоверность данного хадиса подтвердили имамы ан-Насаи, ат-Тахауи, Ибн Хаджар. См. “Шарх Мушкиль аль-асар” (238), “аль-Исаба” (8/79).
✅ Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) толкуя аята: «Не равняйте с Аллахом никого, в то время как вы знаете» (2: 22), сказал: “Приравнивание к Аллаху (андад) – это многобожие, которое незаметнее муравья, ползущего по чёрному камню во мраке ночи.
К этому относятся такие слова, как: «Клянусь Аллахом, клянусь твоей жизнью и своей жизнью».
И слова: «Если бы не эта собака, то к нам залезли бы воры» или: «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры».
И слова человека, говорящего своему товарищу: «Если пожелает Аллах и ты». И его слова: «Если бы не Аллах и такой-то».
Не употребляй в подобных выражениях никого (наряду с Аллахом)!
Воистину, во всех этих выражениях присутствует многобожие”.
• См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (229). Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али аш-Шейх назвал иснад этого сообщения отличным. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” (2/1014).
🔹 Мугъира сказал: “Ибрахим ан-Наха’и порицал, чтобы человек кому-то говорил: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», но дозволял, когда говорили: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем к твоей защите». Также он порицал слова: «Если бы не Аллах и такой-то», и дозволял слова: «Если бы не Аллах, а затем такой-то»”. ‘Абдур-Раззакъ (19811), Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” (344).
🔸 Комментируя положение данной главы, шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “В данном случае речь идёт о малом многобожии, которое проявляется в различных выражениях, как клятвы не именем Аллаха; приравнивании к Аллаху Его созданий в таких выражениях, как: «Если бы не Аллах и такой-то», или: «Клянусь Аллахом и тобой»; связывание событий и их происхождение не с Аллахом, как слова: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры», или: «Если бы не лекарство такого-то, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка такого-то, то это сделать не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу единобожия. Является обязательным изначально относить все дела и происхождение любых событий, а также пользу влияния причин к волеизъявлению только Аллаха, а после этого уже упоминать причину и её пользу. К примеру, говоря: «Если бы не Аллах, а ЗАТЕМ такой-то», чтобы стала ясной зависимость всех причин от предопределения Аллаха и Его воли. И единобожие раба Аллаха не станет полноценным, пока он не перестанет приобщать к Аллаху равных, ни своим сердцем, ни словами, ни делами”. См. “аль-Къауль ас-садид” (стр. 235).